Сертификация Европейский Союз, маркировка CE

 

За последнее время, мы привыкли, что если на изделие нанесена маркировка CE, то это изделие гарантировано безопасно. Причиной для такого предположения является то, что эти изделия соответствуют согласованным стандартам (EN standards).  К сожалению, существует похожий знак, который большинством покупателей и даже продавцами воспринимается как знак СЕ (CE MARKING) Союза, но этот знак (марка, символ) символизирует нечто совсем другое.Эта маркировка говорит, что продукт был произведен в Китае, знак China Export. Это не случайно, что маркировки настолько похожи, что трудно провести различие между ними. Это агрессивный подход, чтобы ввести в заблуждение европейских потребителей.
 
Данное утверждение не является официальной позицией властей Европейского союза.
 
Китайское обозначение не имеет регистрации, подтверждения тестирования и достаточно часто ставится китайскими изготовителями продукции без прохождения процедуры сертификации СЕ для Сообщества. Иногда, но достаточно редко, продукция прошедшая процедуру сертификации согласно законодательства стран ЕС, промаркирована знаком СЕ с изменениями по параметрам (размеры, соотношения элементов знака СЕ), что является нарушением законов, данное обозначение подлежит обязательному исправлению.
 
Режим контроля в Европейском Союзе и за его пределами становится все более сложным и актуальным во всех странах. В ЕС органы надзора за рынком должны не только обеспечить систему контроля за безопасностью потребительских товаров, но и, в соответствии со ст. 19 (1) Регламента 765/2008/ЕС, выполнить проверки по характеристикам продукции. Это осуществляется как путем проверки документации – сертификаты ЕС, декларации, протоколы испытаний и, при необходимости, физических и лабораторных испытаний – тестирование образца продукции. Это стало реальностью. Например, немецкое законодательство требует, чтобы регулирующие использование одной выборки на 2000 жителей в год в качестве ориентировочного цели для каждого федерального государства (S.26 (1) Закона Германии о безопасности продукции). Финансы и другие ресурсы, необходимые для достижения этой цели, должны быть предоставлены немецким Федеральным государствами.
 
В последнее время увеличилась частота изъятия из оборота, без связанных инцидентов безопасности, продукции. Основные причины таких изъятий является то, что крупные розничные компании проводят регулярное тестирование соответствия требованиям с помощью аккредитованных лабораторий и нотифицированных органов.
 
Клиенты и, чаще конкуренты, также становятся все более осведомлены о формальных вопросах соблюдения или несоблюдения требованиям ЕС и сообщают о нарушениях, неточностей в инструкциях пользователей или о конкретном несоответствии требованиям в надзорные органы.
 
Даже если продукт был на рынке в течение многих лет без каких-либо жалоб, и несет знак СЕ, вопросы могут быть подняты по безопасности потребителями или конкурентами, что ведет к риску удаления товара с рынка. Любая негативная информация о изделии или компании производителе, ведет, в дальнейшем, к усилению надзора со стороны национальных органов. Производитель обязан быть уверен, что продукт соответствует всем согласованным требованиям, под которые он попадает и тестирование проведено полностью, а не частично и в соответствии с требованиями, которые определяет стандарт.
 
Продолжаются усилия в рамках Европейского союза согласовать новый Регламент Парламента и Совета по безопасности потребителей продукции и отмене Директивы Совета 87/357/EEC и 2001/95/EC. Намерение состоит в том, чтобы принять законодательство в качестве Закона, а не Директивы, а это означает, что данные требования будут обязательными в государствах-членах (в отличие от нынешней Генеральной Директивы безопасности). Целью парламента является ужесточить требования к безопасности продукции и правил надзора за рынком, с тем чтобы усилить защиту прав потребителей. Кроме того, парламент хочет ужесточить штрафы для компаний, продающих несоответствующие или потенциально опасные продукты. Предлагается создать черный список для фирм, которые неоднократно нарушали требования по безопасности продукции и общеевропейская база данных о травмах, с указанием товара конкретных компаний, в случаях, если травма была получена по вине производителя.
 
Маркировка СЕ наносится на продукцию, которая предназначена для размещения на внутреннем рынке стран членов, она обозначает, что продукт соответствует всем нормам Союза и имеет право размещения и продажи на рынке в ЕС. Путем нанесения СЕ, производитель заявляет, что он принял все необходимые меры для обеспечения соблюдения законодательства по безопасности, сохранению здоровья и окружающей среды .
Не все продукты, продаваемые в странах Европейского Союза должны иметь СЕ, это требуется для 23 отдельных категорий продуктов. Каждое изделие подпадает под одну или более директивы, в которых излагаются конкретные требования по безопасности.

Изготовитель несет полную ответственность за проведение оценки, создание технической документации (технический файл), выпуску ЕС Декларации и за нанесение маркировки СЕ. Дистрибьюторы и импортеры обязаны проверить наличие СЕ обозначения, если продукт подпадает под требования нанесения знака СЕ и необходимую сопроводительную документацию.
Знак СЕ имеет определенные характеристики по графике, если CE уменьшена или увеличена в размерах, то должны быть соблюдены пропорции и СЕ должна быть высотой не менее 5 мм.
Маркировка СЕ должна быть нанесена на продукт или на упаковку и внесена в сопроводительных документах, если таковые имеются, должна быть нанесена заметно четким и несмываемым способом. Изменения логотипа СЕ не допускается.
По сообщениям Европейской комиссии, маркировка СЕ  в ряде случаях неправильно используется и наносится на продукты, которые не подпадают под требования нанесения или при нанесении не выполнены соответствующие требования и условия по соблюдению размеров и пропорции, как предписано в законодательстве. Под данные нарушения подпадают две буквы СЕ, обозначающие Экспорт из Китая.
Использование неправильной маркировки СЕ может вызвать трудности для производителей, импортеров и дистрибьюторов, так как регулирующие (надзорные) органы могут быть обеспокоены тем, что продукт не соответствует законодательству и могут потребовать дополнительных доказательств.
 
Продукты, которые не соответствуют требованиям и имеют маркировку СЕ, должны быть изъяты национальными компетентными органами с рынка.
Государства члены обязаны проводить соответствующие проверки продуктов, до их выпуска для свободного обращения, изымать или уничтожать несоответствующие продукты или требовать от уполномоченного представителя или производителя, провести корректирующие действия для достижения требованиям.
В настоящее время, Европейская комиссия находится в постоянной дискуссии с китайскими властями в целях обеспечения того, китайские экспортеры обязаны уважать законодательство Сообщества .
Европейская комиссия уже начала процедуру регистрации маркировки СЕ как коллективного товарного знака. Национальные органы надзора за рынком имеют механизмы принятия правовые меры против производителей несоответствующих требованиям продуктов и злоупотребляющих нанесением знака СЕ. Кроме того, экономические операторы и конкуренты, имеют право сообщать о всех случаях нарушений в надзорные органы и обращаться в суд и требовать возмещения понесенных убытков производителем или импортером, которые разместили на внутреннем рынке Европейского Сообщества продукцию, имеющей нарушения по нанесению знака СЕ. Исковые требования не имеют ограничений по сумме нанесенного ущерба и могут достигать достаточно больших величин.